аналитическое общественно политическое издание
ТЕМЫ ДНЯ:
Око за око, зуб за зуб

Когда дело касается большой политики, о судьбе
Что читать будем

Прошедший год особенно запомнится тремя событиями,
ГлавнаяРегионыГородаМнения читателейНовостиПрямая линияФоторепортажиОбзоры
В России
СССР
В мире
Америка
Экономика
Бизнес
Финансы
Недвижимость
Политика
Масс-медиа
О высоком
Кино
Прогресс
Технологии
Оружие
Медицина
Из жизни
 

Главная | О высоком | Цена бесценного

За рубежом в последнее время все чаще и чаще неожиданно находятся древние русские иконы, неизвестно как попавшие за границу. Безусловно, наряду с этим встречается и масса подделок — количество любителей нагреть руки на духовных святынях, к сожалению, со временем не уменьшается.


Весной прошлого года в Англии в купленном доме новые владельцы обнаружили религиозную живопись на деревянных досках. Иконы хранились, бережно завернутые кем-то в целлофан. Оказалось, что они стоят очень дорого, особенно если привлекут к себе внимание небольшой особой «могучей кучки» россиян, которые не жалеют денег для возвращения в свою страну ее ценностей из-за границы.

Одна из найденных икон оказалась особенно ценной. Это написанный в 1894 году образ святого Николая Чудотворца Мирликийского. На иконе сохранилась даже подпись известного русского иконописца Михаила Дикарева, а такие подписи — большая редкость. Кроме того, позолоченный эмалевый оклад для иконы изготовил другой знаменитый русский мастер Яков Мишуков. Дополнительная ценность иконы — еще одна надпись на ее оборотной стороне. Согласно тексту, икону когда-то преподнесла последнему русскому царю Николаю II община старообрядцев. Они еще в семнадцатом веке отошли от официальной Русской Православной Церкви, не приняв изменений, внесенных в церковные обряды. Как икона попала в Лондон и оказалась в обычном здании, осталось загадкой.

Летом прошлого образ был выставлен на торги. Стартовая цена Christie's равнялась двадцать тысяч фунтов или без малого сорок тысяч долларов. Сначала покупателей не находилось, но затем некий россиянин, оставшийся неизвестным, предложил двести тысяч долларов, а затем два участника торгов — тоже россияне, не открывшие своих имен — начали битву за икону через посредников. Ее приобрел один из них за восемьсот пятьдесят четыре тысячи долларов. На сегодня это мировой рекорд для икон на аукционах. Понятно, как было потрясено английское семейство, которому принадлежал образ, а его астрономическая сумма снова подтвердила — спрос на русские иконы растет все стремительнее. Причины могут быть разные — религиозный патриотизм, поощрение Кремлем или Русской Православной Церковью.

Однако факт налицо: российские олигархи скупают русские иконы и другие ценности, рассеянные по всему миру после революции, а также вследствие нелегального экспорта произведений искусства, который продолжался и в конце прошлого века. На аукционах Christie's за иконы и предметы религиозного назначения в прошлом году было получено четырнадцать миллионов долларов. Причем семьдесят процентов покупателей таких ценностей — россияне. В 2005 году сумма аналогичных продаж составляла всего сто сорок тысяч долларов. В последние годы миллиардер Виктор Вексельберг, нефтяной и металлургический «король», отдал сто миллионов долларов за коллекцию из ста восьмидесяти яиц работы Фаберже, принадлежавшую Форбсу.

Осенью прошлого года магнат сталелитейной промышленности Алишер Усманов не пожалел сорока миллионов долларов, чтобы приобрести коллекцию покойного виолончелиста и дирижера Мстислава Ростроповича, и подарил ее государству. Михаил Елизаветин, известный человек в строительной индустрии, сегодня популярен и как владелец одной из лучших российских частных коллекций икон. Несколько месяцев назад он отдал коллекционеру из Швейцарии без малого полтора миллионов долларов за икону четырнадцатого века «Сошествие в ад», а еще раньше купил в Берлине целое частное собрание — сто десять икон. Точную сумму, отданную за них, Елизаветин назвать отказался. Цены на иконы год от года быстро растут, удваиваются и утраиваются.

И Christie's, и Sotheby's свидетельствуют, что годовой товарооборот от продажи произведений русских мастеров — десятки миллионов долларов. Следствие подобного бума — множество умельцев, поднаторевших на изготовлении подделок. Ловкачи ретушируют старинные, но примитивные по манере живописи иконы, добиваясь определенного сходства с шедеврами. Кроме того, некоторые иконы, которые выглядят древними, — подделки, созданные на рубеже еще девятнадцатого-двадцатого веков. Такое мошенничество в искусстве процветало во все времена, а отличить подделку девятнадцатого века от оригинала четырнадцатого столетия порой бывает крайне непросто даже специалистам.

 Михаил Абрамов, еще один строительный магнат, уверяет, что религиозным стал три года тому назад, когда ему исполнилось сорок лет. К тому времени он уже сколотил свое немалое состояние. И Абрамов начал коллекционировать иконы, на первых порах просто для того, чтобы держать их у себя дома, как произведения искусства. А два года назад, когда в частном собрании Абрамова насчитывалось без малого четыреста икон, он открыл собственный музей. Сегодня, как выяснилось, это довольно характерный поступок для российских магнатов, стремящихся к некому меценатству. Елизаветин также планирует вскоре открыть частный музей для экспонирования своего собрания икон. А пока их можно будет увидеть в Третьяковской галерее. В марте она откроет выставку под названием «Возвращенные сокровища» из собраний икон Елизаветина и Абрамова.


ГлавнаяРегионыГородаМнения читателейНовостиПрямая линияФоторепортажиОбзоры

© P.S. Все права защищены

О проекте | Реклама | Написать нам | Карта сайта

Rambler's Top100