аналитическое общественно политическое издание
ТЕМЫ ДНЯ:
Око за око, зуб за зуб

Когда дело касается большой политики, о судьбе
Что читать будем

Прошедший год особенно запомнится тремя событиями,
ГлавнаяРегионыГородаМнения читателейНовостиПрямая линияФоторепортажиОбзоры
В России
СССР
В мире
Америка
Экономика
Бизнес
Финансы
Недвижимость
Политика
Масс-медиа
О высоком
Кино
Прогресс
Технологии
Оружие
Медицина
Из жизни
 

Главная | Масс-медиа | Что читать будем

Перераспределение сфер влияния давно свойственно не только экономике. Оно еще довольно характерно для всего медиа-пространства. И минувший год подчеркнул это еще раз крупными переменами, в которых были задействованы известные представители западной и российской печати и телевидения. Продавались активы, резко рвались давно сложившиеся отношения.


Прошедший год особенно запомнится тремя событиями, которые создали угрозу коренного изменения медийного мира. Во-первых, канадская компания Thomson Corp более чем за семнадцать миллиардов долларов купила активы старейшего информационного агентства Reuters. Результат слияния — появление информационного агентства Thomson-Reuters. На сегодня это лидер, контролирующий почти тридцать пять процентов мировой финансовой информации.

Во-вторых, крупнейшая американская телекомпания CNN внезапно объявила, что двадцать семь лет сотрудничества с Reuters — срок максимальный, а потому она прекращает все отношения с ним. Телекомпания собирается заняться собственным контентом, расширять свою сеть сбора информации и создавать собственное информагентство.

В-третьих, австралийский медиа-магнат Руперт Мердок, владелец компании News Corporation, купил американскую корпорацию Dow Jones & Co, специализирующуюся на деловой информации и выпускающую газету Wall Street Journal (WSJ). Согласно планам Мердока у WSJ появятся специальные издания в Китае и Индии, а подписка на онлайн-версию станет бесплатной. Основной бизнес-площадкой для WSJ по-прежнему останется Америка, но объем газетной площади увеличится на пятнадцать-двадцать процентов, а уикенд-приложение будет в два раза толще.

Эти перспективы — некое противоречие с наметившейся мировой тенденцией сокращения формата печатных изданий. Так, с августа в формате А3 начала выходить The New York Times. То же самое сделали и владельцы некоторых других газет. Основания — после переформатирования издания станут компактнее и, значит, удобнее для чтения, а также выпуск их будет дешевле. Под контролем Мердока сейчас — киностудия 20th Century Fox, телеканал Fox News, газеты The Wall Street Journal, The Daily Telegraph, The Times, The Sun, The New York Post. Что касается российской прессы, то она провела 2007 год под знаком парламентских выборов. Активным расширением своих медиа-владений занимался Юрий Ковальчук, председатель совета директоров санкт-петербургского банка «Россия».

Этот банк уже контролирует ТРК «Петербург» («Пятый канал») и газету «Санкт-Петербургские ведомости». В ведение инвестиционной компании «Аброс» — «дочки» банка «Россия» — перешло и семьдесят процентов акций «Рен ТВ», а согласно указу президента «Петербург - Пятый канал» получил статус общероссийского. Предположительно банк «Россия» опосредованно контролирует один из ведущих российских издательских домов — ИД «Комсомольская правда». Сделка по его продаже холдингом «Проф-Медиа» группе компаний ЕСН состоялась весной 2007 года. Холдинг «Проф-Медиа» в начале лета объявил и о присоединении к своим активам телесети «ТВ-3» и мульт-канала «2х2».

В конце лета сменил владельца телеканал «Муз-ТВ», семьдесят пять процентов акций которого выкупил гендиректор «Газпроминвестхолдинга», владелец ИД «Коммерсант» Алишер Усманов. Ему также принадлежат ИД «Секрет фирмы» и пятьдесят процентов акций телеканала «7ТВ». Усманов консолидировал все свои медийные активы во вновь учрежденной компании «Коммерсантъ Холдинг». Туда вошли газета «Коммерсант», журналы «Власть», «Деньги», «Weekend», «Секрет фирмы», «Молоток» и «Автопилот», интернет-издание «Газета.Ru» и музыкально-информационное радио.

Вместо уволившегося Ильи Кузьменкова информационную службу «Рен ТВ» возглавил бывший директор «Радио Россия» Алексей Абакумов. В конце года свой пост неожиданно оставил главный редактор «Русского Newsweek'а» Леонид Парфенов. Свое решение он объяснил желанием заняться собственными проектами.

Привлек внимание прецедент с журналисткой Ольгой Романовой, в конце весны назначенной главным редактором журнала «BusinessWeek». Но уже в начале октября Романова была со скандалом уволена. Мотив — ее низкая квалификация. Романова якобы постоянно срывала сроки сдачи журнала в типографию, а редакционная политика Романовой шла вразрез с желаниями издателя. Сама Романова публично обвинила руководство Издательского дома Родионова в уклонении от уплаты налогов и объяснила увольнение своим отказом участвовать в некоторых делах владельца.

Вообще конфликтов у российских СМИ в прошлом году было не так уж мало, особенно со властью. Так, например, была закрыта «Новая газета в Самаре». Предположительная причина — активные связи с «Другой Россией». Саратовские журналисты попали под следствие — были открыты уголовные дела по обвинению в клевете, возбужденные в отношении журналистов представителями партии «Единая Россия». Последний, наиболее яркий пример, — высылка из России по решению ФСБ корреспондента журнала The New Times Натальи Морарь. Она в своей статье утверждала, будто кампания по выборам депутатов Госдумы финансировалась Кремлем.

Зато в мире газетно-журнального гламура и глянца все обстояло совсем неплохо. Появлялись новые журналы о жизни звезд, и главными редакторами в них, для простоты, назначались сами звезды. Так, например, главредом журнала StarHit стал Андрей Малахов, а журнала Viva! — Яна Чурикова. Распался лишь журнал Gala, откуда в конце лета уволились буквально все сотрудники, в том числе, и главный редактор Маша Гессен. Причина — конфликт с издателем. Гессен объясняла, что хотела сделать издание более интеллектуальным, но наткнулась на сопротивление владельцев-немцев. Их журнал, предназначенный для женщин, должен быть только ярким и развлекательным.

Хотя в сущности, за редким исключением, российские СМИ вполне адаптировались к ситуации, а ведущие общественно-политические издания стали вести себя значительно осторожнее. К тому же их количество все уменьшается из-за нерентабельности. Например, в декабре пришла весть о приостановке газеты «Московские новости». Она будет переформатирована в городской развлекательный еженедельник. И, видимо, вскоре у России выбора не останется — придется либо читать милый и легковесный глянцевый гламур, либо не читать вовсе.


ГлавнаяРегионыГородаМнения читателейНовостиПрямая линияФоторепортажиОбзоры

© P.S. Все права защищены

О проекте | Реклама | Написать нам | Карта сайта

Rambler's Top100