аналитическое общественно политическое издание
ТЕМЫ ДНЯ:
Око за око, зуб за зуб

Когда дело касается большой политики, о судьбе
Что читать будем

Прошедший год особенно запомнится тремя событиями,
ГлавнаяРегионыГородаМнения читателейНовостиПрямая линияФоторепортажиОбзоры
Оружие
Медицина
Из жизни

Главная | Медицина | И снова о клонах

На этот раз речь идет не о популярном сериале. В научном мире настоящая сенсация — калифорнийская исследовательская компания Stemagen, расположенная в городе Ла Хойлла, объявила о своем новом достижении. Впервые американским ученым удалось добиться удивительного успеха — она создали клонированные эмбрионы человека из клеток кожи мужчины. Результаты исследования опубликованы в журнале Stem Cells.

Информация сначала многим показалась крайне подозрительной. Дело в том, что некоторое время назад, в 2004 году, уже появлялись ликующие сообщения об аналогичном достижении в Южной Корее. Тогда южнокорейские исследователи заявили о своем научном опыте, увенчавшемся успехом. — им удалось создать клонированные эмбрионы из клеток взрослого человека. Статья о новом достижении корейцев была опубликована в научном журнале. Спустя год корейские ученые сообщили о своих дальнейших разработках и об извлечении стволовых клеток из клонированных эмбрионов. Но прошло несколько месяцев, и те же самые исследователи вдруг начали признаваться в своих совершенных научных ошибках. В 2006 году стало известно, что корейское исследование — обман, возможно, неосознанный, но очевидный. Все работы по созданию клонов в Южной Корее остановились.

Но одна замеченная нечестность и любая фальсификация заставляют и в дальнейшем относиться к подобным сообщениям настороженно и скептически. Поэтому американцам поверили не слишком. Тем более, что в 2001 году кое-кто из американских ученых уже объявлял о клонировании первых эмбрионов человека, однако исследование не подтвердилось — еще один неприятный факт. Правда, вполне достоверно другое — эмбрионы человека успешно клонировала научная группа из университета в Ньюкасле с одной лишь разницей: там ученые использовали эмбриональные клетки, а не клетки взрослого человека. А в прошлом году были клонированы первые эмбрионы макак и появились сообщения, что генетикам удалось получить эмбриональные стволовые клетки из клеток человеческой кожи.

Опыты по клонированию всегда вызывали массовые протесты и достаточно справедливое возмущение. Они действительно идут вразрез с основами христианства и других религиозных учений. Сомнительны и последствия клонирования. Тем не менее, исследования в этой области продолжаются по всему миру. Калифорнийским ученым успех дался нелегко. Они сделали немало неудачных попыток. Хотя в любых исследованиях даже отрицательный результат — все равно результат. Работы начались с двадцатью тремя яйцеклетками, полученными у женщин в клинике по оплодотворению. Но семь яйцеклеток погибли тотчас при удалении из их ядер генетического материала. Зато оставшиеся четырнадцать клеток проявили завидную волю к жизни, и десять из них через три дня стали делиться. Так появились эмбрионы, состоявшие примерно из пяти клеток. Половина из них превратилась в эмбрионы ранней стадии. Именно в этот момент чаще всего извлекают стволовые клетки. Но пять эмбрионов остановились в своем развитии, и поэтому ученые были не в силах извлечь из клонов стволовые клетки.

Могут спросить: а зачем вообще нужно их извлекать? Суть в том, что как раз стволовые клетки имеют серьезное значение при изучении многих тяжелых заболеваний, а значит, роль этих клеток и их свойств при лечении людей велика. Наконец, американские исследователи были вознаграждены за настойчивость и терпение — удача! Впервые в неоплодотворенную женскую яйцеклетку удалось поместить генетический материал из клетки кожи мужчины. Калифорнийские исследователи использовали тот же самый подход, с помощью которого когда-то появилась на свет знакомая всему миру клонированная овца Долли. Она родилась в 96-м и стала первым клоном взрослого млекопитающего.

Сейчас создатели нового клона направили клонированные эмбрионы на анализ ДНК в другие лаборатории для подтверждения открытия. Это пришлось сделать опять все по той же причине — исследования в области клонирования вызывают большие сомнения из-за ложных заявлений южнокорейских ученых. Что касается последнего открытия американцев, то научный мир считает его важным, но, тем не менее, добавляет, что оно могло быть еще значительнее, если бы удалось извлечь стволовые клетки из клонов и вырастить их в лаборатории. Некоторые специалисты по стволовым клеткам уверены, что американцы использовали чрезмерное количество человеческих яйцеклеток для создания эмбрионов. Можно было бы обойтись меньшим количеством. Кроме того, они так и не сумели пойти дальше, то есть извлечь эмбриональные стволовые клетки из клонированных эмбрионов. Сейчас весь научный мир ждет, добьется ли кто-нибудь этого, а критиков всегда хватает с избытком.

Новая работа — еще один серьезный этап на пути к получению стволовых клеток и на сегодня — самое детальное описание техники клонирования на человеческом материале. По мнению компании Stemagen, именно ее сотрудники сделали первый шаг к получению стволовых клеток из клонированных эмбрионов пациентов, страдающих тяжелыми заболеваниями, например, болезнью Паркинсона, рассеянным склерозом или диабетом. Точно такую же процедуру, какую использовали калифорнийские ученые, можно применить для создания клонированного человеческого эмбриона. А позже суррогатная матерь выносит и родит клона. Вот этого и боятся многие. И ученые компании не собираются проводить подобные эксперименты. А пока разрешение на создание гибридных эмбрионов человека и животного дали власти Британии. Управление по делам эмбриологии и оплодотворения человека удовлетворило запрос ученых. Королевский колледж Лондона и университет Ньюкасла теперь смогут использовать гибридные эмбрионы, разрабатывая новые способы лечения тяжелых болезней.

ГлавнаяРегионыГородаМнения читателейНовостиПрямая линияФоторепортажиОбзоры