аналитическое общественно политическое издание
ТЕМЫ ДНЯ:
Око за око, зуб за зуб

Когда дело касается большой политики, о судьбе
Что читать будем

Прошедший год особенно запомнится тремя событиями,
ГлавнаяРегионыГородаМнения читателейНовостиПрямая линияФоторепортажиОбзоры
Технологии
Оружие
Медицина
Из жизни

Главная | Медицина | Живите долго!

Мы часто даже не подозреваем, совершенно не задумываемся  о подлинных своих возможностях и способностях.  А они довольно велики и крайне любопытны. Например, как ни удивительно и странно, мы способны жить лет до восьмисот. И жить вполне здоровыми и бодрыми. Все в наших силах.

Таково мнение ученых, уверенных, что наша ДНК просто нуждается в некотором усовершенствовании. И с помощью некоторых «поправок» вполне реально продлить свою жизнь на сотни лет. Сейчас это доказывают путем экспериментов калифорнийские ученые. Им удалось создать особый генетически-модифицированный живой штамм дрожжевого грибка. Его основная особенность — умение жить десять недель или еще дольше, хотя обычный грибок живет максимум семь дней. На сегодня это самое большое продление срока жизни организма.

А удастся ли когда-нибудь применить подобную методику к людям? Реально ли это? Ученые Калифорнии отвечают утвердительно и верят, что человек может жить до восьмисот. Как же им удалось продлить жизнь грибков? Исследователи лишили геном грибка двух генов, способствующих его старению и развитию рака у человека, а затем «заставили» грибок «сесть» на строгую низкокалорийную диету. Но сколько экспериментов стоит за этим открытием! Результаты исследования опубликованы в журнале Public Library of Science Genetics.

В принципе, ограничение калорий — давно признанный способ продления жизни. Но пока неизвестно, насколько такое ограничение продлевает жизнь человека. Хотя высококалорийная диета почти всегда — немалый риск ожирения, диабета и других заболеваний, сокращающих нашу жизнь. Ограничение калорий приводит многих животных к состоянию, близкому к голодной смерти. И тогда, не растрачивая столь необходимую энергию на размножение, животные отключают эту функцию, не думая о потомстве. Будут другие, лучшие времена — и можно будет заняться рождением детенышей. Значит, животные словно выбирают свое поведение — либо большая плодовитость плюс короткая жизнь, либо долгожительство и мало наследников. Так, мыши в основном отдают все свои невеликие запасы энергии на размножение — мышата рождаются несколько раз в год — но живут всего года два. Зато летучие мыши рождают одного или двух детенышей за год и живут лет тридцать или дольше.

Следовательно, продлевать жизнь генам по силам. Но тогда почему они не делают это часто или постоянно? Отчего мы стареем? И не живем вечно? Есть несколько ответов на эти вопросы. Наиболее убедительна — теория списываемой в утиль сомы. В чем ее суть? Гены способны продлить жизнь организма лишь при одном условии — гармонии между затратами на продление жизни и преимуществами долгожительства. Да, вполне реально «ремонтировать» механизмы организма, которые изнашиваются, но вдруг «ремонты» прекращаются — расходы становятся чересчур дорогими, как, например, восстановление старого авто. И тогда сома — тело — списывается в утиль. Гену на это наплевать, если ему удалось «сбежать» из дряхлого тела и повториться в молодых и здоровых.

У калифорнийских ученых есть и своя теория. Согласно ей, старение — не просто результат «изнашивания» тела, но и генетически-запрограммированное состояние, целенаправленное и отшлифованное естественным отбором Его задача — ликвидировать старых членов популяции для дороги молодым. Среди людей также бытует мнение, что старение и смерть просто освобождают место для следующих поколений. Кроме того, старение — проявление альтруизма во благо юных. В основе такого мнения, как думают биологи-эволюционисты, идея группового отбора. Только есть одно «но» — вмешательство более эгоистичных мутантов. И особи-носители альтруистичных генов преждевременного старения и смерти по сути беззащитны перед носителями эгоистичных генов, действующих в свою пользу и ради своего потомства. «Носителям эгоизма» достаточно для этого жить чуть-чуть дольше, чем остальным, и таким образом обеспечить себе ресурсы, оставшиеся после их преждевременно умерших ровесников.

Эксперимент в Калифорнии — первое подтверждение, что старение запрограммировано и альтруистично. Хотя запрограммированное старение человека — пока лишь гипотеза. Конечно, необходимо учитывать немалую разницу между дрожжевой клеткой и человеком. Однако ученые убеждены, что сделали огромный шаг на пути решения проблемы старения и долгожительства людей. И говорят, что их первоочередная задача — попытаться продлить жизнь человека пока на сто-сто двадцать лет. Они считают, что у любого организма нет предела продолжительности жизни. Но большинству геронтологов такие заявления показались поспешными. Давно устоялось мнение, что максимальная продолжительность жизни человека — не выше ста двадцати пяти лет.

Вот примеры. Жанна Калман умерла в сто двадцать два года. И была из числа немногих, которым удалось достичь этого верхнего предела. Жанна родилась в 1875 году, была знакома с Ван Гогом и присутствовала на похоронах Виктора Гюго.

Сигэтиё Идзуми — рекордсмен не только по долгожительству среди мужчин, но и по длительности рабочего стажа, который был равен девяносто восьми годам. Жил на острове Токуносима в Японии и крестьянствовал. Работал с детства и до ста пяти лет. Любил содзу (ячменную водку), в семьдесят начал вдруг курить, но дожил до ста двадцати.

Эдна Паркер — ей сто четырнадцать лет — уроженка Индианы, пережила всех своих детей, зато у нее тринадцать праправнуков. Она признана старейшим ныне живущим на Земле человеком. Выросла на ферме, живет в доме престарелых. Эдна до сих пор ходит самостоятельно, любит читать и декламировать стихи.

Шарлотта Хьюз, в прошлом учительница, была старейшим человеком в Великобритании. В шестьдесят три года вышла замуж за некоего Ноэля, умершего в сто пять лет. Хьюз дожила до ста пятнадцати.

Флорри Болдуин родилась в 1896 году и ныне живет в доме престарелых в Лидсе. На сегодня она старейшая женщина Великобритании. Флорри помнит, как встречалась с королевой Викторией и читала в газетах об окончании бурской войны.

Генри Оллинхэм прославился как старейший ветеран Первой мировой войны. Он родился в 1896 году в Южном Лондоне. Сейчас, в возрасте ста одиннадцати лет, он старейший мужчина в Европе, а в мире уступает по возрасту только Томодзи Танабе из Японии.

ГлавнаяРегионыГородаМнения читателейНовостиПрямая линияФоторепортажиОбзоры