аналитическое общественно политическое издание
ТЕМЫ ДНЯ:
Око за око, зуб за зуб

Когда дело касается большой политики, о судьбе
Что читать будем

Прошедший год особенно запомнится тремя событиями,
ГлавнаяРегионыГородаМнения читателейНовостиПрямая линияФоторепортажиОбзоры
Оружие
Медицина
Из жизни

Главная | Прогресс | На нечеловеческом языке

Множество десятков лет люди пытались научиться понимать животный и растительный мир. А сколько фантазий рождалось на эту тему!.. Сколько книг!.. В детстве все мы любили Маугли, так отлично разбирающегося в каждой фразе и Багиры, и Акеллы. Но это в книгах. В действительности понять, о чем нам мурлычет кошка или журчит ручей, невозможно. Но ученые попробовали активно вмешаться в эту таинственную сферу.

Начали они с собак — извечных друзей человека. Возможно, считая, что понять и расшифровать лай собаки будет проще хотя бы в самом начале. Речь идет о «переводе» собачьего языка на… сначала на язык ученых той страны, где всерьез занялись такой проблемой. Произошло это в Венгрии в Университете Этвеша Лоранда. Там группа ученых впервые разработала компьютерную программу для «перевода» собачьего лая. Результаты исследования опубликованы в журнале Animal Cognition.

Для эксперимента ученые выбрали четырнадцать венгерских овчарок. Хотя их «национальность» ни при чем — лают все собаки на земном шаре одинаково. Затем разработанная специальная программа проанализировала более шести тысяч записей с лаем этих собак, которые лаяли не просто так, а в шести конкретных различных ситуациях — на незнакомца, на драку, прогулку, одиночество, на мяч и на игру. Лай овчарок фиксировали на пленку, а затем переводили в цифровой формат. После этого компьютер с помощью той же программы изучал различия в записях и анализировал сходство. И выяснилось, что компьютер прекрасно различает, на что реагирует каждый пес. И что все подопытные овчарки в каждой из шести ситуаций «произносят» одно и то же.

Давайте представим, что собака умет говорить. Что бы она сказала в предложенных ей ситуациях? Венгерские ученые утверждают, что она говорит именно «чужой», «драка», «гулять», «мне одиноко», «мяч» и «играть». Компьютеру удалось правильно определить ситуацию более чем в сорока процентах случаев. Утверждают, что это не очень высокий показатель, но он гораздо лучше, чем при распознавании человеческой речи, по мнению исследователей. Особенно успешно компьютер определял ситуации с «дракой» и «незнакомцем», а хуже всего узнавал лай во время «игры». Почему — пока осталось непонятным. Ученые также полагают, что в зависимости от эмоционального состояния пса его лай звучит по-разному. И это необходимо учитывать в дальнейших научных работах.

Кроме того, исследователи уже провели второе испытание, в ходе которого компьютер должен был узнать конкретную собаку по ее лаю. Опыт удался. Программа верно идентифицировала собаку свыше чем в пятидесяти процентах случаев, что опять намного лучше, чем при работе с людьми. Следовательно, вполне вероятно существование индивидуальных различий между лаем разных животных. Просто люди пока не способны это уловить и различить. Теперь группа венгерских исследователей собирается сравнивать лай различных пород собак, чтобы установить их сходства и различие.

Но зачем ученым вообще изучать язык животных? Чтобы поговорить с ними? Нет, конечно. Основная цель — понять логику живущих рядом собратьев наших меньших. В поисках смысла в свисте дельфинов специалисты по поведению животных из Университета штата Калифорния в Дэвисе использовали методы, применяемые в технике связи. В их основе — математические приемы, позволяющие анализировать любую последовательность символов — серии ДНК, цифр, букв или фраз, и подмечать в них информацию. Исследовав свист дельфинов, ученые получили такой же коэффициент наклона, что и у человеческих языков, то есть свист несет информацию. А вот болтовня обезьян оказалась примитивнее — едва дотягивала до коэффициента -0,6. Значит, дельфины нам ближе по интеллекту. Теперь надо разобраться, что хотят они нам сказать.

Может быть, действительно люди и дельфины — самые разумные существа во Вселенной? Вполне вероятно — дельфины одарены необыкновенными возможностями. Диапазон частот звуковых сигналов у дельфинов значительно выше, чем у человека. Кроме того, при исследованиях выяснилось, что у наших братьев примерно столько же уровней организации звуков, сколько и у человека: шесть. Вот они: звук, слог, слово, фраза, абзац, контекст. У человека смысловое значение возникает с третьего уровня, то есть со слова. А вот с какого уровня оно начинается у дельфина, пока неизвестно. Есть и другие любопытные параллели. Дельфин, как и человек, может съесть кого угодно, а на него не нападает никто. Срок его жизни примерно равен человеческой, дельфин взрослеет в том же возрасте, очень общителен, создает семью. И у дельфинов есть свои диалекты — нечто вроде наших языков.

Следующие в очереди на изучение языков — касатки, вороны и сойки. А потом — каракатица. Ученые пытаются расшифровать информацию, которую она передает с помощью картинок на своем теле. Один из исследователей, фотографируя этого моллюска в аквариуме, был поражен, когда каракатица ему… подмигнула. Это, конечно, игра пятен. Два черных пятна появляются у каракатицы сзади при ощущении угрозы, а при хорошем настроении в центре туловища проступает белый квадрат. А слоны разговаривают, топая ногами. С помощью таких бурных сигналов они отбивают «телеграммы», например, с вопросом «Ты где?» А потом слушают ответ, замирая, наклоняясь вперед и поднимая одну ногу. Почему? Потому что если поднять одну ногу, то давление на остальные возрастет — и это помогает слону слушать. Но почему слушать надо именно ногами? У слонов ведь есть уши, и довольно большие. Оказывается, вибрации, вызванные топотом, распространяются на расстояние до тридцати километров. А ушами слоны слышат друг друга на расстоянии не более десяти километров. Так что топать разумнее.

ГлавнаяРегионыГородаМнения читателейНовостиПрямая линияФоторепортажиОбзоры