аналитическое общественно политическое издание
ТЕМЫ ДНЯ:
Око за око, зуб за зуб

Когда дело касается большой политики, о судьбе
Что читать будем

Прошедший год особенно запомнится тремя событиями,
ГлавнаяРегионыГородаМнения читателейНовостиПрямая линияФоторепортажиОбзоры
В России
СССР
В мире
Америка
Экономика
Бизнес
Финансы
Недвижимость
Политика
Масс-медиа
О высоком
Кино
Прогресс
Технологии
Оружие
Медицина
Из жизни
 

Главная | В России | И вновь - ЖКХ

Эти злосчастные три буквы — всем россиянам опостылевшая аббревиатура — всегда на слуху. А сейчас особенно, так как в самом начале года Россию буквально ошеломила вереница взрывов бытового газа в квартирах. При этом погибли девятнадцать человек и больше двадцати были ранены. Премьер-министр России Виктор Зубков велел Ростехнадзору найти причины взрывов и обеспечить надлежащий контроль над газовыми сетями.


Но ведь ситуация год от года, увы, не улучшается. Бесконечные аварии, и опять нет воды и отопления, и диспетчер объясняет, что снова «рвануло» трубу в подвале или во дворе. А теперь еще и газ, который стал попросту опасен. Хотя так было всегда. Если обратиться к данным «Росгазификации», которые свидетельствуют, что ежегодно в жилых домах происходит около двухсот тридцати аварий, связанных с газом, то станет ясно: раньше мы просто об этом не знали. В результате взрывов газа каждый год гибнет около ста тридцати человек.

А кто отвечает за никудышное состояние газораспределительных сетей? Да никто! Тот же «Ростехнадзор», в строгом соответствии с законом, контролирует состояние газопровода лишь до стены дома. А что дальше? Вроде бы дальнейший контроль — на жилищной инспекции Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Но вот что интересно — таких инспекций в большинстве регионов России попросту нет. Хотя говорят, будто такое положение — еще полбеды. Основная причина аварий, по мнению экспертов, в другом — огромном износе оборудования и инфраструктуры. И сегодня это касается всего народного хозяйства России. Большинство аварий, количество которых неуклонно растет как в промышленности, так и в энергетике и на транспорте, обусловлены все тем же — предельным, почти катастрофическим износом оборудования.

Вспомним, например, о недавней гибели пяти судов под Керчью. Конечно, нельзя не задаться важным вопросом: почему именно речные суда оказались в море, да плюс к тому — в штормовой сезон? Росморречфлот выдвинул в качестве причин катастрофы непростые гидрометеорологические условия и плохой контроль за безопасностью. Но есть еще мнение независимых экспертов, которые объясняют, что «за спинами» погибших кораблей — по полтора-два предельных срока эксплуатации. И отсутствие профилактических ремонтов. Вероятно, это и есть главная причина. Ее косвенно подтверждает гибель при вполне благоприятной погоде примерно в то же самое время очень старых сухогруза на Каспии и лесовоза в Японском море.

Что касается опять же износа инженерных сетей ЖКХ, то их положение не самое плохое по сравнению с другими коммуникациями. По данным Минрегиона, их износ — от пятидесяти до семидесяти процентов. Зато предприятия нефтепереработки износились на семьдесят пять процентов, а газоперерабатывающие мощности — аж на восемьдесят. РАО ЕЭС тоже похвалиться нечем. По результатам недавней проверки Счетной палаты, основные производственные фонды РАО — в критическом состоянии. Степень их износа по итогам 2006 года близка к шестидесяти процентам. Износ оборудования на тепловых электростанциях близок к критическому — семьдесят процентов, на гидравлических электростанциях он вырос до восьмидесяти. Что касается нормативных ресурсов безаварийной эксплуатации, то и они выработаны на сорок один процент на ТЭС и на пятьдесят процентов на ГЭС. Может, не хватает денег на ремонт? Да нет, доходы у энергохолдинга есть, и он может вовремя ремонтировать и обновлять свои мощности. Только не делает этого.

В угледобывающей отрасли износ фондов — восемьдесят процентов. А ведь здесь речь идет о безопасности людей. По грустной статистике, каждые два миллиона тонн угля стоят нашей стране одной шахтерской жизни. На железных дорогах России износ подвижного состава — те же восемьдесят процентов. Не надо никому объяснять, как опасны все выработавшие свой ресурс станки, трубопроводы и поезда. Но самое главное, что износ основных фондов — показатель отсутствия развития хозяйства. Особенно тяжело это отражается на машиностроении, где постоянно — инвестиционный голод и потребность масштабного переоснащения. Однако процентные ставки по кредитам слишком высоки, а потому никто не стремится обновлять фонды в отраслях, где нет никакой гарантии быстрого возврата средств.

Хотя пути решения проблемы обновления фондов в промышленности все-таки есть. Это привлечение стратегического инвестора из-за рубежа — таким стал «Рено-Ниссан» для «АвтоВАЗа» — и участие государства в судьбе недоинвестированных, но стратегически важных отраслей. Оно сейчас как раз начинает создавать государственные корпорации, например, «Ростехнологии». По отдельным оценкам, за время президентства Владимира Путина Россия вернула себе статус могучей державы. Тем не менее, его преемнику придется сразу решать непростую задачу модернизации российской экономики. Ведь ее инфраструктура была создана давным-давно — еще Советским Союзом. И чтобы исправить положение, в ближайшие десять лет в нее необходимо вложить не меньше одного триллиона долларов.

А самые тяжелые проблемы снова возникнут в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Сложность в том, что любые капиталовложения для обновления фондов ЖКХ обязательно повлекут за собой рост тарифов. Значит, мы снова будем платить больше за воду и тепло? Этого государство допускать не хочет, а поэтому для ЖКХ ему трудно найти инвесторов. Кто сумеет предложить иной выход?


ГлавнаяРегионыГородаМнения читателейНовостиПрямая линияФоторепортажиОбзоры

© P.S. Все права защищены

О проекте | Реклама | Написать нам | Карта сайта

Rambler's Top100