аналитическое общественно политическое издание
ТЕМЫ ДНЯ:
Око за око, зуб за зуб

Когда дело касается большой политики, о судьбе
Что читать будем

Прошедший год особенно запомнится тремя событиями,
ГлавнаяРегионыГородаМнения читателейНовостиПрямая линияФоторепортажиОбзоры
В России
СССР
В мире
Америка
Экономика
Бизнес
Финансы
Недвижимость
Политика
Масс-медиа
О высоком
Кино
Прогресс
Технологии
Оружие
Медицина
Из жизни
 

Главная | В мире | Курилы - яблоко раздора

Российско-японские отношения немало лет отличаются особым и необычным постоянством — взрывоопасностью. Некая мина замедленного действия. Но сегодня наметились новые тенденции: официальный Токио, вероятно, пробует найти путь компромисса. В сфере рассмотрения правительства Японии — так называемые северные территории, вот уже свыше шестидесяти лет не дающие возможности наладить отношения двух вполне миролюбивых стран-соседей.


Появилась информация, что японское правительство вновь изучает проблему Южных Курил в плане разделения переговорного процесса на два параллельных. Первый — вопрос возвращения Японии островов Хабомаи и Шикотан, второй — вопрос определения принадлежности Кунашира и Итурупа. Очевидно, Япония всерьез решила принципиально изменить тактику ведения переговоров с Россией по вопросу Южных Курил, которые давно считает своими исконными северными территориями. Трудно сказать, почему произошел поворот, но в качестве одной из его причин политики выдвигают влияние Путина.

По мнению экспертов, подобная идея двух потоков далека от оригинальности, хотя суть, конечно, не в ней. Фактически речь идет о возвращении к позиции, которую Япония занимала с 2000 по 2001 годы, пока премьером не стал Дзюнъитиро Коидзуми. Он по праву заслужил в стране нехорошую репутацию «ястреба» и считал прежний подход к решению курильского вопроса чересчур мягким и компромиссным. Поэтому вновь стал требовать от России возвратить Японии сразу все четыре острова, и внезапное ужесточение позиции Токио мгновенно свело на нет все былые взаимоотношения двух стран. Подобная резкость и безапелляционность — отнюдь не дипломатические действия. И российская сторона такую постановку вопроса справедливо и спокойно отвергло. Позиция России по проблеме Южных Курил была сформулирована достаточно четко: Россия и Япония должны углублять экономическое сотрудничество, в том числе путем совместного освоения и развития Курильских островов. Но вопрос о передаче Японии Курил для России неприемлем.

Периодические заявления Токио о возможности ведения переговоров по проблеме Южных Курил двумя параллельными потоками, скорее всего, ориентированы на внутреннюю японскую аудиторию. Политики считают, что такие заявления можно рассматривать как отражение внутриполитической борьбы в Японии. Ведущие политические партии страны пытаются вновь разыграть эту географическую карту в качестве козырной и использовать проблему северных территорий для повышения своего рейтинга и укрепления позиций. Но не ошибочны ли такие предложения правительства Японии? Вряд ли стоит увязывать вопрос об углублении двусторонних экономических отношений с урегулированием непрекращающегося спора вокруг курильских островов. Россия вновь не согласна с такой формулировкой вопроса, считая, что ставить проблему таким образом невыгодно прежде всего самой Японии. Необходимо учитывать самые различные факторы. И никак нельзя упускать из вида, что важное место в отношениях наших двух стран сегодня занимает энергетический фактор. По сути Россия сейчас — почти гарант энергетической безопасности Японии. И в этом плане Москва предлагает Токио наиболее устойчивые и оптимальные схемы взаимодействия. Яркий тому пример — ситуация с Сахалином. Примерно два года назад, в апреле 2006, компания Sakhalin Energy, оператор проекта «Сахалин-2», подписала с японской фирмой Hiroshima Gas контракт купли-продажи. В соответствии с ним в течение двадцати лет в Японию будет ежегодно экспортироваться 210 тысяч тонн сжиженного природного газа.

Безусловно, сейчас изменилась и политическая платформа Японии. Новый премьер страны, Ясуо Фукуда, пришедший к власти в сентябре прошлого года, — человек совсем иного склада, нежели предыдущие. Если пользоваться все той же терминологией, принятой японцами, то в сфере внешней политики он выступает скорее «голубем». И есть информация, что к изменению подхода к решению самой сложной проблемы в отношениях с Россией нынешнего японского премьера действительно подтолкнула недавняя встреча Владимира Путина с экс-премьером Японии Иосиро Мори. Она прошла в конце декабря прошлого года на открытии завода Тоyota под Санкт-Петербургом. На этой встрече японская сторона снова заговорила о территориях и предложила взять за отправную точку на переговорах по этому вопросу Иркутскую декларацию.

Что это за документ? Декларация была принята в марте 2001 года на саммите в Иркутске Владимиром Путиным и Иосиро Мори, который тогда занимал пост премьера. Характерно, что именно в Иркутске было подтверждено сохранение юридической силы советско-японской декларации 56 года, частично устраивавшей Японию. И это понятно: в том давнем документе правительство Никиты Хрущева в качестве жеста доброй воли выразило готовность передать Японии меньшую часть Южных Курил — острова Шикотан и Хабомаи после подписания мирного договора. Советско-японская декларация 56 года — единственный документ, содержащий упоминание о проблеме островов и ратифицированный парламентами обеих стран.

Теперь события будут развиваться дальше. Каким образом? Хочется верить, что наилучшим и для Японии, и для России.


ГлавнаяРегионыГородаМнения читателейНовостиПрямая линияФоторепортажиОбзоры

© P.S. Все права защищены

О проекте | Реклама | Написать нам | Карта сайта

Rambler's Top100